Sanitaryhygiene.ru

Санитары Гигиены
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Помогите, пожалуйста, разобрать по составу слово закрывать

Помогите , пожалуйста , разобрать по составу слово закрывать .

Помогите , пожалуйста , разобрать по составу слово закрывать . ⇐ 4 класс

  • Версия для печати
  • Цитата

Сообщение Южанка » 12 май 2015, 18:31

  • Цитата

Сообщение ИМЯ » 12 май 2015, 20:02

  • Цитата

Сообщение Гудвин01 » 12 май 2015, 20:23

  • Цитата

Сообщение Oh_Lee_Ya » 13 май 2015, 21:26

Правильно так: за-кры-ва-ть (окончания нет)
-ть-, -ти- являются формообразующими суффиксами для неопред. формы, а -л- для прош. времени
формообразующие суф-сы не входят в основу слова, ибо другая основа — другое слово, а не форма того же слова
у неопред. формы глагола нет окончания

закрыва + ть
закрыва + л + []/а/о/и
закрыва + личное окончание наст. времени

Путаница возникает из-за того, что -ть- вдруг решили выделять «по-взрослому» как суффикс, однако полноценно понятия формообразующих суффиксов в программу не вводят, ибо это на самом деле не столь необходимый перегруз детям ( ещё ж и другие части речи есть). А в начальной школе преподы и без фил. образования к тому же. Кто как для себя придумал, тот так и объясняет потерявшееся окончание. У родителей, большая часть кот. в школе выделяла -ть- как окончание, это наиболее распространённый вопрос.

  • Цитата

Сообщение Гудвин01 » 14 май 2015, 08:24

  • Цитата

Сообщение Oh_Lee_Ya » 17 май 2015, 19:25

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее. Четвёртый же ж класс! Теперь уж надо пояснить.

Печь, беречь и др. «глаголы на -чь»))) образуют инфинитив (н.ф.) с помощью суффикса -чь. Там наблюдается наложение морфем, то бишь последней согласной корня и суффикса. Мы ничтоже сумняшеся просто выделяем это дело как корень с чередованием, равный основе, окончания нет, т.е. приплюсовываем -чь к корню. Хотя, конечно, с т.зр. «большой филологии» это не совсем верно. (Заранее сообщаю, что о нулевых суффиксах нам тоже ничего не известно пока.)

Про основы. После того, как мы отбросили окончания и формообразующие суффиксы, у нас осталась основа. У многих глаголов основа инфинитива будет отличаться от основы настоящего времени ( 3 л. мн. ч. минус окончание). Например, смотре-ть/ смотр-ят. Далее, в 6-ом классе, это будет важно. Так, например, от основы инфинитива образуется прош. время смотре-л/ла/ло/ли, а от основы наст. времени повелительное наклонение смотр-и. Или взять для наглядности «закрыть». Закры-л, но закрой (закро[j]- т) Позвольте о причастиях и деепричастиях не говорить пока.

А вообще я с аквалангом плаваю в английской филологии, а в нашенской вот именно Вам, Гудвин01 , заранее верю больше, чем себе. Если что-то не так, то поправьте и расскажите, как оно там на самом деле.

Разбор слова по составу

Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:

Читайте так же:
Расключение розетки выключателя схема

Корень − главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Однокоренные слова с корнем — лес- : лес , лес ной, лес ник, про лес ок, без лес ный.

Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететьвы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.

Суффикс − значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Домдом ик , дом ишк о, дом ищ е.

Окончание − изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова.
Трудная задач а , решать задач у , две задач и .
Не следует путать понятия «однокоренные слова» и «формы слова». Например: книг а и книг у − не однокоренные слова, а формы одного слова, которое стоит в разных падежах и поэтому имеет разные окончания.

Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).

Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.

Разбор слова по составу называют также морфемным разбором. Слово, заданное для морфемного разбора, обозначается в тексте цифрой 2 .

Порядок разбора слова по составу

    Определить, к какой части речи относится разбираемое слово:

а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.

а) изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи;
б) сравнить изменения слова;
в) отделить изменяющуюся часть. Это окончание. Обвести его рамочкой: —Окончание.

а) подобрать слова, которые можно объяснить с помощью одного слова;
б) сравнить родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначить его дужкой: —Обозначение корня слова-.

а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: Обозначение приставки в слове-.

а) выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием;
б) подобрать слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом;
в) проверить, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметить суффикс условным значком: —Обозначение суффикса в слове-.

Образец устного разбора слова по составу

На придорожной 2 траве блестят росинки.

  1. Определяю, к какой части речи относится слово придорожный: задаю вопрос какой?, слово обозначает признак по месту. Это прилагательное.
  2. Найду в слове окончание: изменю слово по числу — придорожные, по падежу — придорожную, по роду — придорожное. Сравниваю: меняется -ой на -ые, на -ую и -ое. Значит, -ой — это окончание. Обвожу его рамочкой: — ой .
  3. Найду в слове основу. Часть слова без окончания и есть основа — придорожн — . Обозначаю основу слова условным значком.
  4. Ищу корень. Слово придорожный можно объяснить словом дорога. Тем же словом объясняются слова дорожка, бездорожье, дорожный. Все эти слова по значению связаны со словом дорога, все имеют одинаковую часть -дорог- (-дорож-) — чередуются г–ж. Это корень. Обозначаю дужкой: — дорож — .
  5. Ищу приставку. Перед корнем часть при-, значит, в этом слове есть приставка при-. Без этой приставки остаётся слово дорожный. Подбираю другие слова с приставкой при-: пришкольный, пригородный, приморский. Отмечаю приставку значком: при — .
  6. Ищу суффикс. Между корнем и окончанием в слове есть часть -н-. Это суффикс. Слово придорожный обозначает признак. Ищу другие слова, обозначающие признак, с той же частью: дальний, холодный, книжный. Суффикс -н- встречается в словах, отвечающих на вопрос какой? и обозначающих признак. Отмечаю суффикс значком: — н — .
  7. Слово придорожной состоит из четырёх частей: окончания -ой , корня -дорож- , приставки при- и суффикса -н- :
    Разбор по составу слова ПРИДОРОЖНОЙ.
    Основа слова придорожн — .
Читайте так же:
Ремонт выключателя задней передачи калина

Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:

Состав слова (морфемика). словообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

г) В русском языке существует один тип основы: производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова (морфемика). словообразование»

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Укажите неверные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) В русском языке существует один тип основы: производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод

в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший

4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?

а) -ист- б) -ец- в) -ость- г) -ниц-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я

6. Какое слово образовано суффиксальным способом?

а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный

7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?

а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический

б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический

в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый

г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.

Читайте так же:
Характеристика сальников для выключателей

10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.

11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать, нагрудный, немосквич, тотчас, ход, травля, ученый (сущ.), нефтепродукты

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Укажите верные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) Суффиксы могут быть синонимичными;

д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)

в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный

4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?

а) -ств- б) -изн- в) -ость- г)-тель-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь

6. Какое слово образовано приставочным способом?

а) направо б) направить в) направлять г) направиться

7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый

б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать

в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый

г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть

в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.

Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.

10. Выпишите два слова с окончанием -о.

11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.

12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон

Алгоритм разбора слова по составу. 3-й класс

Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.

I. Чистописание.

На какие соединения надо обратить внимание?

слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо

II. Повторение словарных слов.

1) В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

  • В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
  • Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)

III. Актуализация.

1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков,

2 слога, имеет несколько значений)

Какие значения имеет слово “состав”? (состав вещества, офицерский

состав, состав поезда)

Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)

Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

2) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

Что называют корнем слова? (Главная часть основы)

Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается

если отделить окончание)

3) Подберите однокоренное слово к одному из словарных слов, обозначающее название грибов.

Попробуйте найти знакомые части слова в слове “подберезовике” и “поделка

(Графически дети записывают свои ответы)

Физминутка.

Мы показывали части слова графически, а теперь попробуем показать части слова вами. Поделитесь на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть.

Повозка — воз, переделать — пере, корзинка — а, солнышко — ышк, деревянный — дерев, зимний — н.

IV. Постановка проблемы.

Почему вы решили, что –под- в слове “подберезовики и поделка” — это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?

Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.

V. Открытие нового знания.

1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда — подснежники, 2 команда — подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание?

(Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)

2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите.

Разбор слова по составу.

1.Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Вы дел и основу слова.
3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4.Выдели приставку.
5. Вы дел и суффикс.

3) Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку:

Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

  • С чего начнем?
  • Как найдем окончание? (изменим слово)
  • Что осталось? (основа)
  • Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка — перед корнем, суффикс — после корня.

VI. Самостоятельная работа.

1) Шарады
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же — в дневнике я и в журнале.

Запишем и найдем в слове его части.

2) Отгадаем загадки и разберем отгадки по составу. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов, (подсолнух).

Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая, (стрелки).

Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка).

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине, (чайник).

Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу. Зачем спешить мне по- пустому? Свой дом я при себе ношу, и потому всегда я дома, (улитка)

— Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке, (снежинка)

3) Учебник с. 44 упр. 47. (2 ученика у доски одновременно по вариантам) Задания выполняется по вариантам. Мысленно проведите ось симметрии. Левую сторону выполняет I вариант, правую — II.

Списать слова, разобрать их по составу. Задание выполняется самостоятельно, затем проверим.

покупкиокраска
коровушказасада
морякпересадка
побеглисонька
грибникизабег

VII. Итог урока.

Что мы открыли на уроке? Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова) С помощью стихотворения вспомним порядок разбора слова по составу. Слово по составу верно разбирай:

Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

VIII. Самооценка.

1) Возьмите листочки, где находится вертикальная линия.

Поставьте на ней крестик:

— на самом верху, если вы все поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу;
— посередине, если поняли, но сомневаетесь в своих силах;
— внизу, если не поняли, как разобрать слово по составу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector